У автомобиля есть только одна часть, которая соприкасается с поверхностью земли – это шина. Потому в этом изделии следует соблюдать баланс износостойкости со сцеплением, эффективности с комфортом, а стоимость товара не должна отпугивать покупателей. За такой гармонией и сочетанием не совсем совместимых характеристик в производстве шин призван следить оператор. Профессия этого человека позволяет посредством сложного процесса превратить проект в конечный продукт.
Для приготовления резины, которая будет использоваться в производстве шин, соединяются сотни компонентов. Эти компоненты содержат смеси, которые выполняют функцию ускорителей, вулканизаторов, антиоксидантов, противоозонных веществ, наполнителей, пигментов, пластификаторов, армирующих агентов и полимеров. За течением сложного производственного процесса шин следит оператор.
Процесс создания шин состоит из следующих этапов:
- исследования потребительского рынка;
- разработки сочетаемости материалов;
- дизайна;
- непосредственно производства;
- контроля качества.
Где и чему обучают будущих операторов шинопроизводства
Со школьной скамьи многие юноши и девушки задаются вопросом – где дальше учиться? Некоторые поступают в вузы, другие отправляются сразу добывать хлеб насущный, третьи подают документы в колледжи. Именно здесь куются кадры для заводов и фабрик, мастерских и магазинов. В производстве остаются те, кто не брезгует измарать руки, но и голову на плечах имеют. Обучение операторов изготовления шин – это продолжительный и насыщенный период.
Во время учебы ребята научатся:
- изготавливать детали для любых покрышек из металлокорда;
- вулканизировать шины, камеры и покрышки;
- обрезинивать, производить раскройку и изолирование кромки покрышек и кордового шнура;
- изготовливать ездовые камеры и протекторы;
- стыковать заготовки обрезиненных изделий и регламентированные корды на автоматизированных агрегатах и вручную.
Во время учебы будущие операторы, коих с нетерпением ждут на предприятиях по изготовлению шин, обретут глубокие знания основных дисциплин. И это не только черчение, химия и физика.
Специальность оператора в производстве шин позволяет усвоить:
- как собирают браслеты и брекеры;
- подготовку полос заготовленного корда к финальной сборке;
- монтирование безбандажных шин большого диаметра;
- сборку велосипедных колес и мотопокрышек;
- сборку авиационных покрышек;
- как изготавливаются металлокордные детали для основных видов покрышек.
По завершении учебы, перед сдачей госэкзамена и написанием диплома, будущие обладатели записи в трудовой книжке с номером 240123.05 «Оператор в производстве шин» в обязательном порядке проходят практику. Это позволяет полнее усвоить полученный материал и окончательно определиться с местом грядущего трудоустройства.
Производственные обязанности операторов изготовления шин
Колледж помогает выбрать желаемую специальность, дает базовые знания для работы на производстве. Но завод – это не училище и здесь каждый несет ответственность за конечный продукт, а потому ежедневно работнику следует совершенствоваться. И уже недостаточно уметь вести, регулировать и контролировать основные стадии техпроцесса выработки и восстановления полновесных колес, нужно постигать базисные составляющие процесса:
- самостоятельно вычерчивать детали, пользуясь измерительными инструментами, и соблюдая установленные углы среза;
- закраивать вручную заготовки из рулонов при помощи резательных машин и прессов для рубки различной модификации;
- собирать и склеивать браслеты для авто- и авиа-покрышек на специализированных станках;
- компоновать брекеры для будущих колес большого диаметра;
- формировать покрышки с помощью воздушных и вакуумных форматоров.
У обладателей специальности СПО «Оператор в производстве шин» в распоряжении немало современных устройств, способных облегчить их труд, повысить эффективность и качество работы. Рабочие успешно управляются с протекторными и автокамерными агрегатами, каландровыми установками и КИП.
Все эти приспособления помогают:
- проводить отборы проб для лабораторий;
- маркировать, сортировать, балансировать, комплектовать, упаковывать и транспортировать готовую продукцию;
- обрабатывать подготовленные к отправке изделия;
- обрезинивать металлокорд;
- подготавливать сырье, материалы и заготовки для непрерывного изготовления указанной продукции;
- регулировать параметры техпроцессов, согласуясь с показаниями КИП.
Безопасность и гигиена на предприятиях по производству шин
Заводы, имеющие дело с каучуками, относятся к разряду вредных для здоровья предприятий, а потому в производстве шин операторы должны соблюдать прописанные правила гигиены и ТБ. К своему организму необходимо относиться с почтением и не расслабляться, если на первый взгляд расстройство органов не связано с повседневной деятельностью. Существует ряд заболеваний, которые могут не диагностироваться как профессиональные, но оставаться преобладающими на предприятиях резиновой отрасли, в частности в шинных и покрышечных цехах.
Очень сильно в процессе производства резинотехнических товаров страдают легкие и другие органы дыхания, проявляясь на первых стадиях респираторными симптомами. Более всего от подобных болезней страдают вулканизаторщики, переработчики, занятые смешиванием, взвешиванием и нагревом сырых составляющих, а также сотрудники концевых операций. Потому на подобных производствах обязательно должны присутствовать специалисты, в обязанности которых входит контроль над токсичностью и уровнем канцерогенов.
Но подобные производства постоянно совершенствуются, на них снижается уровень промышленной опасности, улучшаются условия труда и оздоровления.