Кто они такие – эти синие воротнички, чей труд сегодня признаётся одним из самых востребованных? Ответ на этот вопрос не будет слишком коротким, однако сразу скажем: выпускники учреждений среднего профессионального образования тоже входят в число работников, имеющих такое условное название.
На самом деле синим воротничком можно стать, даже если вы получите высшее образование и будете трудиться, к примеру, в архитектурном бюро, инженерной мастерской или на высокотехнологичном предприятии. Но и квалифицированный рабочий, трудоустроившийся по найму и при этом имеющий право участвовать в совещаниях с руководством, совершенно точно относится к синим воротничкам. Он вправе уточнять содержание рабочих заданий согласно технологическим требованиям трудового процесса: с производственными технологиями синий воротничок знаком как никто. Не зря основная сфера деятельности синих воротничков – промышленность, краеугольный камень экономики!
Классические синие воротнички – blue-collar workers, blue collars – составляют также большинство трудящегося населения во многих государствах. Они чаще привычны к физическому труду, чем к работе в кабинетах (пример – отделы авторского надзора в строительных компаниях, немыслимые без личного посещения строек своими сотрудниками). Это трудящиеся-практики, но практицизм их менее абстрактен, чем практицизм, скажем, банковских работников (в банках и других офисах трудятся уже белые воротнички) и не относится к сфере сервиса, где цвет воображаемого воротничка вновь меняется.
Есть у синих воротничков и другие признаки, уже более редкие для нашей страны: в мире такой образ работы чаще ищут в частном секторе и за сдельную оплату. Отечественные синие воротнички, напротив, в поисках защищенности и чувства, что их ценят, выбирают стабильные рабочие места с нормированным трудом и социальными гарантиями: льготным питанием, проездом и т. д. А основная их мотивация – необходимость прокормить семью. Таким людям стоит быть готовым к тому, что однажды жесткое лицензирование труда, характерное для зарубежных синих воротничков, получит большее распространение и у нас. А также – к тому, что со временем их будут практически безоговорочно признавать средним классом.
Уверенность в собственной способности к трудоустройству находится у синего воротничка в прямой зависимости от полученной квалификации. (Да-да, к синим воротничкам относятся еще и неквалифицированные работники.) Так что наличие хорошего образования, пусть оно и не выводит человека за пределы рассматриваемой обширной социальной группы, помогает осуществлять ежедневную работу и продвигаться в карьере. Для современных предприятий обучение сотрудников взаимодействию с новой техникой – актуальная задача. И если вы видите, что техникум или колледж предлагает освоить современное оборудование уже в процессе учебы, такой возможностью стоит воспользоваться!
Итак, зачем осмысливать странноватое название, которое не имеет аналогов ни в одном дипломе? Дело в том, что дипломы отражают только учебно-профессиональную реальность, а работать вам предстоит в обществе – и это уже социальная реальность. Если, к примеру, в раннесоветские годы рабочего вполне устраивало, что социально он относится к пролетариату, то современный техник вполне имеет право задаться вопросом: я теперь кто – разве такой же пролетарий, как и трудящиеся прошлого? Сомнения его будут понятны: изменились условия труда, продолжается технический прогресс – наконец, все мы живем уже в другом обществе. Синий воротничок – это несовершенный термин, однако для нашей страны он элементарно более новый, чем слово «пролетариат». Впрочем, в США он впервые был зафиксирован в одной из газет еще в 1924 году. Работники той эпохи, в процессе труда рисковавшие испачкаться, предпочитали синюю одежду, на которой не было видно загрязнений. А в офисах уже тогда носили более маркие белые рубашки.
При этом всё вышесказанное не имеет отношения к дресс-коду! Зато имеет отношение к колледжам, техникумам и училищам: воротничок-то пусть и синий, а вот предлагаемые специальности – все разные!