По законам истории
Довузовское профессиональное образование в большей степени, чем обучение в университете, ориентировано на практику, на реальность. А реальность быстро меняется! И если университетские традиции изучения философии могут передаваться из века в век, то ссузы отражают учебно-трудовые реалии лишь в пределе нескольких десятков лет. Профтехучилища неплохо функционировали в советское время, с 1950-х по 1980-е годы – а потом подзадержались на исторической арене.
Однако теперь профессиональные училища и лицеи всё же завершают свою миссию – начальное профессиональное образование, согласно новому закону, приравнивается к среднему профессиональному образованию и, если раньше рабочих массово готовили в ПТУ, то нынче дорога будущему пролетарию – в техникум или в колледж.
Январь 2016 года окончательно сделает училища фактом прошлого. И дело не только в новых нормах, установленных законодательно. Ведь еще до принятия закона, приравнявшего начальное профобразование к среднему, количество тех, кто выпускался из соответствующих учебных заведений, не достигало и пятисот тысяч человек на всю огромную Россию. Впрочем, и десять лет назад, когда до реформы уровней образования было еще далеко, подобных выпускников уже оставалось относительно немного.
Требования времени
Современные предприятия переоснащаются дорогим и сложным в использовании оборудованием, становясь всё более высокотехнологичными. Соответствующие рабочие места должны занимать профессионалы высокой квалификации, конкурентоспособные на мировом рынке труда. Им всё должно быть по плечу, они без страха подходят к сложному станку, умело производят его наладку и ремонт – ну просто супермены! По замыслу реформаторов, готовить такие кадры должны не устаревшие профучилища, а техникумы и колледжи.
В целях оптимизации подготовки кадров в учебную среду помещают модель реального производства, чтобы студент смог отработать все этапы изучаемого технологического процесса, а в учебной программе прочно обосновывается IT. Разумеется, открываются и новые специальности. Те же, кто когда-то окончил ПТУ, обучавшее работе по старым технологиям, постепенно перестают вызывать у потенциальных работодателей желание заключить с ними контракт – либо и сами меняют сферу деятельности.
Дело государства – наладить механизм, позволяющий учебному заведению не отставать от изучения достижений технического прогресса. А вот с содержанием профессионального образования уже поможет сфера производства. Неудивительно, что современные ссузы подписывают всё больше договоров о сотрудничестве с компаниями, в том числе и с крупными корпорациями – свою заинтересованность в сотрудничестве с учебными заведениями осознают в каждой пятой компании.
Вы можете себе представить, чтобы «Ситроен» или “Intel” взяли шефство над стареньким ПТУ и прислали туда своих преподавателей или бережно передали бы туда свою технику? То-то и оно, что нет! Для этого учебное заведение должно быть всё-таки классом повыше – но как его повысить, этот класс? Давайте рассмотрим вероятные пути смены статуса профессиональных училищ.
Варианты перемен
Второе десятилетие XXI века – пора реформирования учреждений профессионального образования. И если университетская специфика позволяет достаточно легко объединить, скажем, экономический и технический вузы, то как обстоит дело с бывшими училищами – и техникумами, берущими их под свое крыло? Здесь подход «неуниверситетский»: профили обучения в бывшем училище и в расширяющемся техникуме всё-таки должны совпадать. Таким образом, и педагогический опыт, наработанный в «исчезающем» учебном заведении», сохраняется, и региону польза: остается нетронутой структура специальностей, востребованных в нем, соблюдается территориальный принцип.
Бывшее ПТУ вошло в структуру техникума? Для поступающих эта перемена не может пройти незамеченной! Ведь чем меньше учебных заведений отныне обучают той или иной специальности, тем выше конкурс на место и тем серьезнее требования к абитуриентам, да и им самим более лестно поступать именно в техникум. А если какая-то специальность пока и остается без должного внимания, решение известно: просто нужно больше ее рекламировать!
А порой училище оставляют «независимым» от соседних учебных заведений – и элементарно переименовывают в тот же техникум или колледж. Выпускникам обновленного учебного заведения выдают диплом уже не о начальном, а о среднем профессиональном образовании. А поступающих тоже ждет приятный сюрприз: количество бюджетных мест в таком учебном заведении может увеличиться.
Кстати, если вы заметили на улице вывеску «Политехнический центр», знайте: это тоже бывшее профессиональное училище, а статус политехнического центра позволяет ему разнообразить диапазон предлагаемых рабочих специальностей.
А вот слово «филиал» заставляет современного абитуриента насторожиться: вдруг этот филиал закроют? Но не всё так однозначно: бывшее профессиональное училище может стать филиалом техникума, и тогда студенты такого филиала будут часть программы осваивать на месте, а часть – в головном учебном заведении. Да и материальная база учебного заведения от того, что его назовут филиалом, только выиграет.
На все эти изменения профессиональным училищам отвели достаточно времени – с 2013 года по начало 2016 года. Они должны уложиться в этот срок, ведь выгодно не затягивать процесс, а быстро перестроиться и приступить к работе уже в новой ситуации. Впрочем, те училища, которые будут признаны абсолютно безнадежными, всё же придется закрыть. Признаки безнадежности – мало учащихся, некачественная работа, дублирование программ, которые есть и в соседних, более сильных учебных заведениях.
Условия для учебы
Можно реорганизовать училище настолько радикально, что о его прежней истории напрочь забудут. Однако гарантии, которые предоставляло подобное учебное заведение, должны сохраниться. Помимо возможности обучаться за счет средств регионального бюджета, это и право на стипендию, и доступные места в общежитии, и питание в столовой ссуза, перенявшего образовательную эстафету.
Параллельно со структурными преобразованиями училища активно ведут банальные ремонтные работы – часто это именно капитальный, а не косметический ремонт. Ведь новую жизнь хорошо начинать в новеньких аудиториях!
Татьяна Карпеченко