Слава учреждений среднего профессионального образования не такая яркая, как слава лучших университетов. Однако по качеству образования ссузы не уступают вузам. Астроном Карл Саган утверждал, что человек сделан из звездной пыли – а разве люди хуже далеких звезд? Вот и ссузы не хуже вузов.
Традиции
Выстраивать московские ссузы в «золотую» цепочку, подобную университетской – «МГУ – МГИМО – Физтех – МИФИ – ВШЭ – РГГУ – МАРХИ…» – москвичи не привыкли. Однако это всего лишь вопрос традиций: ни в России в целом, ни в ее столице не принято особенно хвалиться тем, что учишься в техникуме, колледже или училище. Напротив, обычно к этому факту учащиеся относятся весьма приземленно и реалистично – а главное, помнят, что прямо сейчас они получают профессию (о чем часто забывают заигравшиеся в детство студенты вузов). А столь спокойное отношение как-то не сочетается с мыслями о престиже, хотя причины для подобных размышлений вполне могут быть в наличии.
И одна из таких причин – долгая история ссуза. Если вы мечтаете непременно о престижном учебном заведении – узнайте, когда оно было основано. Может быть, еще до Великой отечественной войны или сразу после нее? За многие годы там не могла не сложиться своя школа преподавания, своя неповторимая атмосфера. А если там умеют беречь секреты мастерства, то и в суровые девяностые годы прошлого века их не растеряли, хотя времена для среднего профессионального образования тогда объективно были сложные, ведь нелегко пришлось и промышленности.
Норма
В сфере высшего образования, в отличие от сферы среднего профессионального образования, сейчас ощущается некоторая неразбериха. Университет, издавна признанный престижным, чтобы продолжать таковым оставаться, должен попасть в список эффективных вузов. Это как если бы человек не спешил бы впредь определенно считать себя уважаемым, пока не получит оценку со стороны. К счастью, у людей есть еще и самооценка, и психологи давно научились определять, заниженная она, завышенная или адекватная.
В пересчете на учебные заведения подобной «самооценкой» выступают понятия как типичного вуза, так и типичного ссуза. Их описания зафиксированы в правительственных документах. Согласитесь: мы не можем судить, что такое престиж, пока не определим, что такое норма.
Действительно, выбирая колледж, хорошо бы иметь представление об утвержденной норме «среднего колледжа». И неважно, что реальность может отличаться от бумаг, ведь бумаги дают ориентир! (Кстати, когда речь идет о государственном колледже, его соответствие образцу должно быть более полным, а когда вы планируете поступать в негосударственный колледж, тут достаточно лишь примерного соответствия.)
Согласно типовому положению, ссузы существуют затем, чтобы удовлетворять потребности личности «в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования», а также – удовлетворять потребности общества в специалистах с таким образованием. На учреждения среднего профессионального образования возлагается задача сформировать у учащихся трудолюбие, а также другие полезные качества – например, творческую активность. Это не идеал, это должно быть в порядке вещей!
Как же тогда должен выглядеть идеал – наверное, он предполагает более усиленное воспитание трудолюбия? Но нет, излишне загрузить учащихся у ссуза не получится: в неделю на все виды учебной деятельности, как аудиторной, так и домашней, не должно отводиться более 54 академических часов (по дневной форме обучения). А «престижнее» – просто запрещено!
Если переусердствовать в учебе нельзя, может быть, можно пойти окольными путями? Но наличие у московского ссуза филиалов в других городах тоже не говорит о том, что это выдающееся учебное заведение. Типичный колледж может иметь в своей структуре лаборатории и полигоны, учебные хозяйства и общежития, организовать, скажем, целевой прием, проводить экзамены творческой направленности при приеме на соответствующие этому специальности и разбивать группы учащихся на подгруппы; его преподаватели вправе читать лекции и поручать студентам курсовое проектирование – ничего из этого не должно восприниматься как нечто из ряда вон выходящее. В типовом положении как само собой разумеющееся упомянуто даже международное сотрудничество ссузов.
А вот типового положения о престижном московском колледже попросту не существует! Наверное, потому, что обычный колледж – это уже хорошо?