В России вводится дуальное образование. Что это значит?
Происхождение
Родина дуального образования – Германия. К ее опыту с интересом присматриваются другие европейские государства, ведь, в отличие от них, в этой стране Европы самая низкая безработица среди молодого населения. Вызвала дуальная система и интерес в России, где к 2020 году предполагается создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.
У истоков системы стоял Георг Кершенштайнер (1854–1932), учредивший в Мюнхене ряд профессиональных школ. Впрочем, сам термин дуальная система появился позднее – на рубеже семидесятых годов ХХ века. Сегодня в программе участвует каждое седьмое предприятие Германии.
В общих чертах, немецкий опыт таков: теоретическое образование будущего рабочего проходит одновременно с его практикой на предприятии. Подобная схема занятости разгружает головы учащихся: не нужно прилагать специальных усилий к запоминанию того, что сразу будет закреплено на практике. Вопрос «Зачем я всё это учу?» тоже отпадает сам собой, ведь юные жители Германии имеют возможность сразу попробовать свои силы в реальной работе и увидеть результаты сделанного, а это неплохо мотивирует!
Немаловажно, что подобный труд считается уважаемым и относительно него не сформировано негативных стереотипов – благодаря превосходно организованным условиям труда, а также привычке родителей переставать «спонсировать» выросшее чадо. Наряду с дипломом учебного заведения, выпускники получают профессиональные сертификаты. А для предприятий участвовать в проекте дуального образования выходит дешевле, чем переучивать готовых специалистов в соответствии с современными требованиями.
Правда, всё это не объясняет, как перенятая система сможет функционировать в России. Думается, именно на российском видении дуального образования и стоит остановиться подробнее.
Преимущества
Только представьте себе: вы можете развиваться как профессионал-практик, обучаясь на очном отделении ссуза (обычно практикоориентированность – удел студентов-вечерников). Ваше образование можно будет назвать комплексным – никакой другой вид образования пока таковым не назовешь! Ваши наставники построят ваше обучение с учетом современного экономического контекста, а вашу учебно-рабочую неделю составят дни аудиторной учебы – и дни работы на предприятии, причем работать вы будете больше, чем учиться.
Как поступить
Дуальное образование сегодня реализуется в нескольких регионах России, специально выбранных для этого Агентством стратегических инициатив. На участие в проекте претендовал примерно каждый третий российский регион, и победу одержали автопром Калужской области, авиация Ульяновской области, двигателестроение и фармацевтическая промышленность Ярославской области, машиностроение Красноярского и Пермского краев. Хороший потенциал выявлен и у Волгоградской, Московской, Нижегородской, Свердловской областей и Татарстана – они вышли в финал. Также независимо от конкурса отдельные предприятия в разных уголках страны изъявляли желание участвовать в дуальном образовании учащихся.
Колледжи, сумевшие уловить это веяние времени, считаются инновационными – и рассказывают на своих сайтах о том, как именно реализуется в их стенах дуальное обучение. Нашли подобное упоминание в Интернете? Выясните подробности – например, о том, на каком курсе организуется дуальное образование и как выглядит договор, который заключает с предприятием учащийся, желающий такое образование получить.
Да-да, договор, тут всё серьезно! И это не единственное официальное соглашение, заключаемое в процессе реализации дуального образования. Так, договор учебного заведения с предприятием, помогающим воплощать в жизнь такие программы, обновляется ежегодно, поэтому, если вы приметили колледж, где практикуется дуальное образование, не переставайте следить за ситуацией: зайдите на его сайт еще раз, когда в ссузе придет время заключать этот договор заново, и проверьте, всё ли в порядке.
Сколько ребят отправятся получать дуальное образование и кто конкретно это будет, определяют совместно и ссуз, и предприятие. Поэтому совет вам такой: постарайтесь искренне интересоваться выбранной специальностью и быть на хорошем счету у педагогов. Хорошими также должны быть репутации как ссуза, так и предприятия: сотрудничество средненьких учреждений дуальным образованием назвать нельзя.
Программы
Одно из отличий дуального обучения от обычной практики на производстве состоит в том, что учебную программу для дуального образования ссуз разрабатывает совместно с предприятием-партнером. Таким образом, доля запланированных практически значимых знаний и практических занятий становится выше. Предприятие следит за тем, чтобы все необходимые компетенции были объяснены в аудиториях и закреплены на практике. И, конечно, с его подачи устанавливается список предметов, составляющих минимальное материально-техническое обеспечение полноценной учебы. Откуда такая заботливость? У компании есть прямой интерес – она заинтересована в новых высококвалифицированных кадрах.
Со стороны колледжа за реализацию программы дуального образования отвечает куратор.
Требования предприятия
С обычных практикантов спрос небольшой: они еще многого не знают и не умеют, и их практика получается во многом искусственной. Другое дело – учащиеся, вовлеченные в систему дуального образования. От них могут потребовать знать не только правила пожарной безопасности и охраны труда, но чуть ли не устав предприятия – ведь они в большей степени являются его «сотрудниками», чем те, кто проходит практику. А значит, обучающиеся по дуальной системе обязаны хранить сведения, составляющие тайну компании, учиться модифицировать свои обязанности применительно к работе в чрезвычайных ситуациях и даже тренироваться в принятии управленческих решений.
Всё это объяснят им наставники, закрепленные за группой на период практического обучения. Причем некоторых наставников подготовят непосредственно немецкие специалисты, хорошо знакомые с системой.
Впрочем, несмотря на богатство предполагающегося рабочего опыта, выходить за рамки разработанного учебного плана участникам программы нельзя!
Бонусы
По результатам работы по дуальной программе можно оформить портфолио, которое пригодится на собеседовании при трудоустройстве. С составлением портфолио учащемуся поможет куратор. Правда, предприятие, на котором работал студент, не обязано впоследствии принимать его на работу. Не обязано – но вправе. И при прочих равных его отдел кадров не может не предпочесть такого человека кандидату со стороны.
Вы уже поняли: схалтурить участнику программы дуального образования не получится. Но неужели ничего «детского» не остается при таких условиях учебы-работы? Остаётся. Это каникулы! У обычных рабочих каникул не бывает, только отпуск. Правда, сроки каникул хорошо бы согласовать с предприятием, ведь теперь вы человек занятой.
Татьяна Карпеченко, журнал «Абитуриент»