Новый приказ зафиксировал очевидное
Если какой-нибудь факт абсолютно очевиден всем и каждому, это еще не значит, что он подтвержден официально. Когда любому человеку было заранее ясно, что очень многие специальности училищ, колледжей и техникумов невозможно освоить дистанционно, прямого запрета на такую учебу в отношении массы профессий еще не существовало. Зато недавно он появился.
Речь идет о новом приказе Минобрнауки, где и содержится соответствующее разъяснение. Документ датирован 20-м января 2014 года, имеет собственный номер 22 и регистрационный номер 31377 (под этим номером он зарегистрирован в Минюсте 21 февраля 2014). И, наконец, во второй декаде марта приказ был опубликован для широкой общественности. Обычно такие документы сопровождаются всего одним приложением, где и перечислена вся конкретика, но здесь единственного приложения не хватило: слишком большое количество специальностей нужно было упомянуть!
Специальности и подробности
Если освоить чертежную программу AutoCAD как отдельное умение любознательный человек вполне способен и в тишине своей уютной комнаты, то подготовиться к работе на реальной стройке в виртуальном режиме не удастся. Сварщик арматурных сеток, монтажник трубопроводов, паркетчик, маляр, электрослесарь, моторист бетоносмесительных установок и монтажник лифтов – все эти профессионалы ни в коем случае не «теоретики-дистанционники». Что, в общем-то, и так ясно.
Однако невозможность дистанционного обучения удастся предугадать не во всех ситуациях.
К примеру, среднее профессиональное образование по специальностям «Секретарь» и «Делопроизводитель» такой формы учебы не предусматривает, хотя казалось бы, что тут сложного – научись быстро печатать, разберись в основных видах документов, прочти литературу по тайм-менеджменту и этикету, и останется только получить диплом… Но нет!
Специальность «Вокальное искусство» отрицает возможность distance learning не потому, что ваше домашнее пение по Skype не оценят соседи, и не потому, что вы будто бы обязаны всю жизнь петь в хоре. Нет, просто в процессе подготовки профессионала важны и присутствие педагога, который мог бы оперативно вносить коррективы в вашу работу с голосом, и акустические свойства учебного помещения, и многие другие факторы. Нечто подобное касается также специальностей «Живопись» и «Скульптура»: хотя петь там и не надо, но в учебном заведении специально оборудованы мастерские, «поставлен» свет – не в каждой квартире есть такие условия.
Специальность «Вышивальщица» подразумевает владение определенным количеством технологических приемов. Некоторые люди и вправду могут освоить искусство вышивки самостоятельно, прочитав книгу или просмотрев записанный на видео мастер-класс и поняв, как нужно вышивать. Но большинству понадобится учеба под руководством преподавателя. Да и сама традиция этого и подобных ему ремесел непредставима без того, чтобы опытные мастера лично обучали молодежь, помогая ученикам исправлять ошибки.
Или, например, специальность «Пчеловод». Пчелы встречаются вне стен учебных заведений – в летнем воздухе над цветущим лугом, общаться на работе пчеловоду предстоит в основном с ними, литература о том, как делать мёд, доступна, а недостающий опыт можно почерпнуть на пчеловодческом форуме единомышленников… А теперь ложка дегтя в эту бочку меда: дистанционно на дипломированного пчеловода не выучишься. Нельзя! То же касается и «Мастеров по лесному хозяйству» – егерей, славящихся своей нелюдимостью.
А специальность «Метеорология»? Если знать, что работа метеоролога отнюдь не равна его экранному образу особенного диктора, разгуливающего с указкой возле карты, то становится понятно, что дистанционное образование никак не поможет вам научиться ни работать на гидро- и авиаметеостанциях, ни ремонтировать метеорологическое оборудование (всё это должны уметь настоящие квалифицированные метеорологи).
«Изготовитель мороженого» – вот так профессия! Кстати, многим известно, что мороженое можно ухитриться приготовить дома самостоятельно. Правда, чтобы освоить соответствующую специальность в ссузе, придется научиться работать на поточных линиях, обслуживать фабричное технологическое оборудование, расфасовывать готовую продукцию – всего этого не почерпнешь в интернет-рецептах и не реализуешь дома, да и кулинария в промышленных масштабах, конечно же, отличается по своим принципам от кухонного кулинарного искусства.
Специальность «Программирование в компьютерных системах», согласно вышеупомянутому приказу № 22, также запрещается осваивать в исключительно дистационной форме. Но почему? Ведь программировать-то учатся на компьютере, причем не секрет, что многие обучаются этому сами, даже не стремясь к официальному профессиональному образованию в этой области. Однако тот, кто доверит свое образование учебному заведению, должен понимать, что преподаватели хотят быть уверены: ту или иную программу вы написали самостоятельно, решать вопросы администрирования базы данных вы готовы на учебном компьютере, разбираться в документации – применительно к нему же, отлаживать работу программ – на нем же. Всё должно быть под контролем педагога!
Мир за пределами компьютера
«Авиационные приборы и комплексы», «Испытание летательных аппаратов», «Судовождение» и «Судостроитель-судоремонтник», «Атомные электрические станции и установки», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Анимация», «Цирковое искусство», «Ювелир», «Лаборант-эколог» – эти и многие другие специальности среднего профессионального образования нужно осваивать лично. Есть профессии, которые «просто не поместятся в мониторе» – даже одно лишь осознание этого факта полезно ребятам-домоседам и способно вдохновить на заинтересованное изучение окружающего мира. Смелее расширяйте свой кругозор!
Одновременно оказывается (для многих новостью является как раз это, а не вышеупомянутый приказ), что в ссузах в принципе вполне можно учиться также и с использованием дистанционных технологий и что колледжи довольно часто предлагают такие программы. Тут и «Экономика и бухгалтерский учет», и «Право и организация социального обеспечения», и «Операционная деятельность в логистике», и «Коммерция», и даже «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»… Другое дело, что новый приказ в огромном большинстве случаев не позволяет обучать будущих профессионалов только дистанционно – и тогда такая форма обучения может применяться лишь как дополнительная. Поэтому, если вы увидели на сайте колледжа список специальностей, по которым предусмотрена дистанционная подготовка, уточните в приемной комиссии, что конкретно имеется в виду: может быть, всё-таки частично дистанционное обучение, а частично – очное? Или страничка, на которую вы обратили внимание, попросту устарела?
Татьяна Карпеченко, журнал «Абитуриент»