Если вы выбираете профессию, предполагающую предварительное обучение в колледже, техникуме или училище, то знайте: у такого процесса выбора есть свои особенности. Ведь для того, кто решил поступать в ссуз, количество вариантов, из которых можно выбирать, расширяется изначально!
Большой улов
Давайте возьмем для рассмотрения широкую область, в рамках которой можно получить профессию как в университете или академии, так и в колледже (училище, техникуме), и сравним ваши возможности в том и другом случае.
Например, «Сельское и рыбное хозяйство». Что предлагают вузы тем, кому это интересно? Для таких выпускников школы есть 7 соответствующих бакалавриатов («Агроинженерия», «Агрономия», «Агрохимия и агропочвоведение», «Ветеринарно-санитарная экспертиза», «Водные биоресурсы и аквакультура», «Зоотехния», «Рыболовство») и специалитет («Ветеринария»). Итого 8 вариантов выбора. Конечно, со временем вы можете специализироваться дальше – допустим, в звероводстве либо селекции сельскохозяйственных животных, в технологии кормов либо в технологии производства продуктов животноводства и т. д. Это всё «тонкие настройки». Но когда вы только-только переступили порог приемной комиссии, о дальнейшей специализации, понятное дело, речи пока не идет.
А что предлагают ссузы в той же самой области? Тридцать вариантов! «Агрономия», «Мастер растениеводства», «Овощевод защищенного грунта», «Мастер сельскохозяйственного производства», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве», «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка», «Заготовитель продуктов и сырья», «Механизация сельского хозяйства», «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Зоотехния», «Мастер животноводства», «Тренер-наездник лошадей», «Пчеловодство», «Пчеловод», «Ихтиология и рыбоводство», «Рыбовод», «Обработка водных биоресурсов», «Обработчик рыбы и морепродуктов», «Промышленное рыболовство», «Рыбак прибрежного лова», «Охотоведение и звероводство», «Оленевод-механизатор», «Охотник промысловый», «Кинология», «Ветеринария», «Младший ветеринарный фельдшер», «Хозяйка (хозяин) усадьбы», «Управляющий сельской усадьбой».
Конечно, чтобы открыть элитную ветклинику, нужно долго учиться, причем в вузе. И всё же выпускники ссузов вместе взятые, бесспорно, владеют умениями и навыками более широкого спектра видов деятельности для данной профессиональной области. А значит, уже в 15 лет вы вправе повернуть свою карьеру как угодно – не в пример великовозрастным студентам ветеринарной академии или аграрного университета!
Лекарство от нерешительности
Или возьмем другой пример: здравоохранение. Все мы знаем, что врачи бывают самые разные: отоларингологи, кардиологи, эндокринологи, пульмонологи, гастроэнтерологи, хирурги, терапевты, офтальмологи и т. д., и что все они окончили вузы. Но специальностей высшего медицинского образования всего 9, к тому же все вышеперечисленные профессионалы поступают на одну и ту же – «Лечебное дело», и лишь по прошествии нескольких лет учебы специализируются, причем не всегда в том направлении, в котором планировали в 17-летнем возрасте. Помимо «Лечебного дела», в медуниверситетах есть и другие специальности, относящиеся к сфере здравоохранения – «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биофизика», «Медицинская биохимия», «Медицинская кибернетика», «Сестринское дело», «Стоматология», «Фармация».
А в медицинских ссузах выбор пусть ненамного, но шире! Смотрите сами: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Фармация», «Сестринское дело» (для подготовки медсестер и медбратьев), «Сестринское дело» (отдельная специальность для подготовки младших медсестер), «Медицинский массаж», «Лабораторная диагностика», «Медицинская оптика».
Кстати, подчеркнем еще раз: если вы непременно хотите помогать людям решать проблемы со зрением, то учеба в ссузе по специальности «Медицинская оптика» гарантирует, что этим вы и будете заниматься, а вот учеба в вузе по специальности «Лечебное дело», после чего вы желали бы углубленно изучать офтальмологию, такой гарантии не даст. Почему? Есть много факторов риска: контрольные цифры приема могут не позволить вас принять в клиническую ординатуру именно по этому профилю, ученый совет вправе решить, что вам следует выбрать другую специализацию, профессор из другой медицинской области напишет вам рекомендацию, а офтальмолог – нет…
А теперь – алгоритм выбора
- Итак, выбирая профессию уже сейчас, в 9-м классе, обратите внимание на большую группу специальностей, к которой она предположительно относится.
- Внимательно изучите разницу между специальностями этой группы: их обычно немало. Прочтите описания специальностей: с обретением каждой из них для вас открываются разные возможности.
- Определитесь: какие из этих возможностей больше вас привлекают? Выберите соответствующую им специальность.
- А если вы планируете затем учиться в вузе, то найдите еще и направления подготовки бакалавриатов или специальности высшего образования, соответствующие той же самой широкой области – и загляните в свое профессиональное будущее!