Общая деятельность колледжа, нормы поведения и работы студентов и преподавателей регулируются такими нормативными документами, как «План работы колледжа» (он определяет направления и производственной работы), «Программа развития колледжа» и «Правила поведения обучающихся». Рассмотрим поподробнее примеры типичных документов.
Поведение студентов
Нормы поведения учащихся устанавливают специальные правила колледжа. Составление устава преследует такие цели:
- Формирование у студентов высокого уровня культуры общения.
- Создание в учебном заведении комфортных условий, которые будут способствовать расширению кругозора учащихся, лучшему усвоению образовательной программы, а также успешному личностному развитию.
- Воспитание в студентах взаимоуважения и чувства ценности прав как любой отдельной личности, так и различных социальных групп, этнических общностей, трудовых или творческих коллективов.
В правилах колледжа перечисляются обязанности студентов и их права. Подробно приводится перечень запретов, и описываются требования к внешнему виду учащихся. Отдельно прописываются правила посещения учебных мероприятий, а также перечисляются виды взысканий, которые могут быть применены к нарушителям всех указанных в документе правил. Один из самых «популярных» пунктов - список возможных причин, которые могут служить основанием для отчисления любого из учащихся.
План работы
Комплексный план работы колледжа является документом, определяющим и утверждающим:
- Планы работы обособленно для каждого из имеющихся в учебном заведении отделений: заочного, стационарного (дневного), дистанционного, отделения дополнительного образования.
- Задачи и цели, которые в целом поставлены перед колледжем и его трудовым коллективом на текущий год.
- Порядок и особенности проведения организационных мероприятий, график работы колледжа.
- Регламент проведения учебной работы, который включает:
- алгоритм создания условий, необходимых для выполнения задач и достижения целей дополнительного и основного образования;
- описание уровня качества профессиональной подготовки студентов, которого следует достигнуть;
- определение оптимальных условий, которые необходимо создать для достижения этого уровня.
- Порядок проведения методической работы. Основная цель: перечисление действий, которые необходимо выполнить для обеспечения условий, которые будут способствовать повышению компетентности педагогических работников колледжа, росту их профессионального мастерства, творческому развитию и умению подготавливать адаптированных, конкурентоспособных специалистов.
- Этапы учебно-производственного обучения. Описание шагов, которые следует предпринимать для обеспечения высокой конкурентоспособности выпускников на рынке труда при помощи интеграции и совмещения производства и процесса обучения. В этой части правил регламентируется:
- обновление материально-технической базы колледжа с учетом ориентации на практический аспект образования;
- модернизация системы трудоустройства выпускников;
- привлечение дополнительных инвестиций в развитие колледжа;
- совершенствование системы сотрудничества учебного заведения с различными государственными и коммерческими предприятиями.
- Цели, задачи и методы проведения воспитательной работы в колледже. Утверждаются способы воспитания в будущем специалисте гармоничной личности, способной планировать собственную работу и жизнь в обществе и сочетающей в себе высокие профессиональные навыки и достойное нравственное развитие.
- Задачи, цели и методы информационного сопровождения. Описывается, каким образом в текущем учебном году следует реализовывать государственную образовательную политику с помощью библиотечного, справочного и информационного обеспечения педагогов, студентов и работников колледжа. Излагаются мероприятия и действия, которые следует выполнить в рамках:
- проведения просветительской работы;
- формирования библиографических ресурсов;
- процесса воспитания гражданского самосознания и социализации студентов колледжа.
Программа развития
В этом нормативном документе описываются и утверждаются задачи и цели развития колледжа, а также устанавливаются методы достижения необходимых результатов. Основная цель плана развития заключается в создании оптимальных условий, необходимых для обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов.
Типичные задачи, излагаемые в программах развития ссузов:
- Обновление содержания образовательных программ, приведение их в соответствие с ФГОС СПО.
- Обеспечение ориентации учебного процесса на результаты, которые будут полезны выпускникам в их профессиональной деятельности.
- Формирование учебно-методической и нормативно-правовой базы для успешного внедрения норм ФГОС СПО.
- Создание системы мониторинга качества обучения и выполнения утвержденных планов и поставленных задач.
- Выработка оптимальной стратегии организации учебного процесса.
- Повышение технологической оснащенности колледжа.
- Ориентирование системы воспитательной работы на приведение уровня нравственности студентов к высоким стандартам гуманности и общечеловеческой справедливости.